В советское время профессия работника торговли не считалась престижной. Однако, после перехода к рыночной экономике ситуация изменилась. В настоящий момент специалист в этой области имеет большие перспективы. Можно заниматься вопросами логистики, внутренней и международной торговли, а также открыть собственное дело. Наиболее привлекательные стороны профессии торговое дело – возможность карьерного роста, большая зарплата, возможность завязать деловые связи в своей стране и за границей.
Чем занимаются представители профессии торгового дела
Молодой специалист, окончивший вуз по этой специальности, может заниматься сбытом, продвижением товаров и услуг, торговым представительством, финансовой аналитикой. В круг обязанностей такого профессионала могут входить: организация маркетинговых компаний, взаимодействие с клиентами и привлечение новых клиентов, оптовые закупки, формирование базы данных по товарам и клиентам.
Внутри организации предстоит взаимодействовать с бухгалтерией, складами товаров, маркетинговыми агентствами. В структуре организации торговый отдел (или отдел продаж, отдел сбыта) занимает одно из центральных мест, так как от успешной реализации товаров и услуг зависит прибыль компании. Если сотрудник повысит процент продаж или привлечет новых клиентов, авторитет компании значительно вырастет. И, напротив, в случае неэффективная работа сотрудника приведет к резкому падению доходов.
Рабочий день специалиста
Вот типичный рабочий день сотрудника отдела продаж:
- Планирование графика на день;
- Общение по телефону с клиентами, включая новых, потенциальных потребителей товаров и услуг;
- Выяснение их потребностей;
- Общение с начальством по поводу того, что именно из продукции фирмы желают приобрести клиенты;
- Составление ежедневного отчета об объеме продаж и привлечении клиентов.
У тех, кто работает торговым представителем, к этим обязанностям могут добавляться командировки и презентации товаров и услуг, выпускаемых компанией.
Перспективы для обладателя профессии
В настоящий момент специалист в торговом деле – одна из наиболее востребованных специальностей. Выпускник вуза по этой специальности может работать в таких организациях, как:
- Торговые точки и склады индивидуальных предпринимателей;
- Крупные сетевые корпорации – сети супермаркетов и гипермаркетов;
- Государственные организации, предоставляющие населению товары и услуги;
Наиболее перспективными с точки зрения карьерного роста считаются государственные организации и крупные сетевые корпорации с большим количеством персонала и большим ассортиментом предоставляемых населению товаров и услуг.
Уровень зарплаты и рабочий день
Уровень зарплаты на начальном этапе может состоять 10 – 15 тысяч рублей (в Москве и Московской области). Молодой специалист без опыта работы первые несколько лет, вероятно, будет исполнять обязанности ассистента руководителя торгового отдела. Заработная плата обычно складывается из оклада и премиальных выплат, которые зависят от объема продаж.
Директора крупных сетей гипермаркетов могут получать до 100 000 рублей ежемесячно (в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород).
При этом следует заранее настроиться на то, что рабочий день будет ненормированным, возможна работа в выходные и в праздники.
Зарплата в госучреждениях складывается из базового оклада, процентов от продаж и надбавок за производственный стаж.
Бонусы и социальные гарантии
У специалистов, работающих в офисе, предусмотрен жесткий график с восьмичасовым рабочим днем и часовым перерывом на обед, суббота и воскресенье – выходные. Один из выходных может быть «плавающим» и приходиться на будни. У торговых представителей график свободный, поскольку эта профессия предполагает частые разъезды. Дресс-код зависит от политики конкретной компании. Главное – одеваться так, чтобы внушать доверие клиенту. В государственных учреждениях предусмотрен соцпакет:
- отпуск в 28 календарных дней;
- больничные;
- выплата пособий по беременности и родам;
- особые условия труда для инвалидов.
- У частных предпринимателей социальные гарантии могут варьироваться, в зависимости от работодателя.
Работа на фрилансе
Работа на фрилансе возможна. Главный минус – придется трудиться в условиях жесткой конкуренции и самостоятельно формировать клиентскую базу. Можно взять в работу помощника, например, студента по специальности «торговое дело», проходящего практику.
Если фрилансер хочет открыть собственную компанию, можно взять напарника и поделить расходы по открытию компании пополам. Из оборудования потребуется личный транспорт (в случае работы торговым представителем), компьютер или ноутбук, специальные компьютерные программы по товароведению, рекламно-информационные материалы о реализуемых товарах.
Профессии для новичков
Новичку в этой профессии, недавно окончившему вуз, придется несколько лет трудиться на подчиненных должностях, довольно низко оплачиваемых. Это могут быть должности:
- Мерчендайзера;
- Супервайзера;
- Администратора торгового зала;
- Ассистент менеджера по продажам.
Лучше всего устраиваться в крупные сетевые супермаркеты и гипермаркеты, работающие уже много лет и хорошо себя зарекомендовавшие.
На первое время лучше найти работу рядом с домом, чтобы не тратить время и деньги на проезд. Параллельно с работой желательно продолжать учебу, например, посещать семинары или курсы повышения квалификации.
Повышение квалификации
Как минимум раз в год желательно повышать квалификацию, поскольку наличие дополнительного образования может стимулировать карьерный рост. В крупных государственных организациях и сетях гипермаркетов дополнительное обучение организует (и часто оплачивает) сам работодатель.
Специалисты, работающие на фрилансе или у частных предпринимателей, обычно оплачивают курсы повышения квалификации самостоятельно. Если частный предприниматель не предоставит учебный отпуск, придется брать отпуск за свой счет.
Для повышения квалификации можно выбрать такие направления, как финансовая аналитика, логистика, бухгалтерское дело, управление складом, маркетинг.
Конкурсы
Желательно периодически принимать участие в конкурсах профессионального мастерства. Участвуя в них, можно получить:
- Диплом победителя;
- Сертификат участника;
- Грант на реализацию собственного проекта в торговом деле;
Сертификат на частичную или полную оплату конкурсов повышения квалификации.
В государственных компаниях участников в конкурсе обычно выбирает руководство, оно же оплачивает участие и помогает специалисту подготовиться к конкурсу. Если начальство этим не занимается, информацию о конкурсах и правилах участия в них придется искать самостоятельно, через коллег.
Работа за рубежом
Специалист в торговом деле может работать за рубежом в том случае, если его специализация – внешняя торговля. В этом случае можно рассчитывать на работу в странах Восточной и Западной Европы. Для этого понадобится диплом, хорошее знание языка и приглашение в страну от компании-работодателя.
Тот, кто окончил вуз по специализации «внутренняя торговля и логистика», может рассчитывать на карьерный рост в России и странах СНГ (Белоруссия, Казахстан, страны Средней Азии). Карьера в СНГ возможна в том случае, если товар, с которым имеет дело специалист, производится или закупается оптом в этих странах.
Смежные специальности
На базе собственной профессии можно обучиться смежным специальностям связанным с экономикой. При наличии высшего образования, это займет 2 – 3 года (получение второго диплома) или 6 – 12 месяцев (получение сертификата об окончании курсов). Можно обучиться следующим профессиям:
- Бухгалтер;
- Зав. складом;
- Маркетолог и менеджер по рекламе;
- Финансист;
- Экономист.
Сотрудник, окончивший вуз по специальности «торговое дело», может преподавать дисциплину «товароведение» в ПТУ и профессиональных лицеях, колледжах.
Где и как учат профессии
Получить специальность можно в институтах, университетах, пту и промышленно-гуманитарных техникумах. В вузах изучаются, помимо прикладных, фундаментальные теоретические дисциплины (экономика, статистика, история торгового дела в России и за рубежом), в пту и колледжах изучаются только прикладные дисциплины (реже – основы теории, но на них выделяется небольшое количество часов).
Тем, кто ориентирован на карьерный рост и работу за рубежом, следует оканчивать вуз.
Для работы мерчендайзером или администратором в супермаркете достаточен уровень пту или колледжа.
Обучение по специальности распространенное, специалистов по торговому делу готовят в вузах и колледжах практически всех областных и районных центров. Расценки на обучение варьируются, в зависимости от города.
Изучаемые предметы
Образование дает теоретические и практические знания о современной торговле. Изучаются предметы:
- Экономика;
- Статистика;
- Прикладная информатика;
- Маркетинг;
- Брендинг;
- Введение в специальность;
- Психология.
Производственную практику студенты проходят два раза в год, по окончании каждого семестра. Ее можно проходить в магазинах, супермаркетах и торговых компаниях по месту жительства. Обучение длится 5 лет, стоимость составляет от 45 000 до 90 000 в год, в зависимости от города и уровня учебного заведения.
Обучение за рубежом
Отправлять учиться за рубеж есть смысл в том случае, если абитуриента интересует внешняя торговля. Следует иметь в виду, что знания, полученные за рубежом, возможно, не пригодятся в странах России и СНГ, ввиду местных особенностей экономики и региональных различий в постановке торгового дела. Возвратившись в Россию с зарубежным дипломом, нужно будет обязательно пройти дополнительное обучение на родине.
Практика, полученная за границей, будет полезна тем, кто планирует работать в отделах продаж крупных компаний, имеющих филиалы за рубежом.
Если студент планирует работать в сети гипермаркетов, ехать на практику за рубеж смысла нет.
Пройдя обучение за рубежом, можно остаться там, хорошо зарекомендовав себя во время производственной практики и получив приглашение на работу от местной компании. Однако, для этого необходимо в совершенстве знать иностранный язык. Стоимость примерно в 2 раза превышает стоимость обучения в отечественных университетах и институтах, плюс оплата питания и проживания. Возможно получение именной стипендии или гранта, это существенно сократит расходы на оплату образования.
Дистанционное обучение
Можно работать по профессии, обучаясь дистанционно – на заочном отделении вузов. У этого вида обучения следующие преимущества:
- Возможность с самого начала совмещать учебу с работой;
- Гибкий график сдачи экзаменов;
- Отсутствие шестидневной учебной недели;
- Меньшая стоимость обучения.
Дистанционное обучение подойдет тем, кто уже окончил пту или колледж по специальности торговое дело и хочет продолжить образование в институте.
Кто сможет работать в данной сфере
Данная специальность подходит людям, которые:
- Ориентированы на общение;
- Активны и инициативны;
- Обладают способностями убедить клиента;
- Пунктуальны и дисциплинированны;
- Творчески подходят к работе в оптовой или розничной торговой точке;
- Мечтают открыть собственный магазин или стать руководителем отдела продаж.
Для успешной работы по специальности необходимо хорошее знание экономики, организации внешней и внутренней торговли в стране, владение специализированными компьютерными программами, умение общаться с клиентами.
При ориентации на работу за рубежом необходимо хорошее знание иностранных языков. Тем, кто трудится торговым представителем, нужны водительские права, личный автомобиль и (в случае заграничных командировок) действующий загранпаспорт.
Эта специальность подойдет тем, кто любит общение и хорошо ориентируется в экономике. Во время обучения и в первое время работы придется столкнуться с такими трудностями, как большая конкуренция при устройстве на работу, труд на малооплачиваемых и неперспективных должностях, затраты на повышение квалификации и дополнительное профессиональное обучение.
Однако, у молодого специалиста, преодолевшего эти трудности, значительно повышаются шансы попасть на руководящую должность (например, стать начальником отдела внутренней или внешней торговли в крупной компании). Поработав на такой позиции, через несколько лет можно будет открыть собственное дело.